10 интересных фактов о комете, на которую мы высадились

Rosetta

Космический аппарат «Розетта» (Rosetta) — настоящее чудо. Введенный в эксплуатацию и запущенный Европейским космическим агентством, отважный зонд совершил самое удивительное путешествие для искусственного объекта.

Приземление модуля «Филы» на комету Чурюмова — Герасименко стало кульминацией более 40 лет планирования и 10 лет прекрасно поставленного лучшими хореографами от технологий путешествия по пространству-времени. Аппарат облетел Землю три раза, обогнул Марс один раз, спал в течение 31 месяца и в конце концов вышел на орбиту 4-километрового камня, который летит по космосу со скоростью порядка 135 000 километров в час. Супергерои существуют, и они работают в Европейском космическом агентстве.

Комета показала Как она образовалась? Непонятно. Но есть несколько возможных сценариев.

Во-первых, столкновение двух комет на низкой скорости могло образовать одну суперкомету. Во-вторых, возможно, комета Чурюмова — Герасименко была круглой, но мощная гравитация другого небесного тела (размером с Юпитер) изменила ее форму. Возможно также, комета была большим куском льда и большая его часть улетучилась в космос, оставив только ядро странной формы. Дальнейший анализ покажет.

О происхождении земной воды

Земля

Есть мнение, что комета Чурюмова — Герасименко изначально была частью гигантского поля обломков, которое в конечном итоге объединилось в Солнце, планеты и так далее. Все, что осталось, стало кометами и другими небесными блуждающими телами. Таким образом, комета может быть химическим слепком отдаленного прошлого, а ее состав может быть ключом к составу протосолнечной системы.

Комета также содержит замороженную воду, которая может помочь нам ответить на давние вопросы о происхождении воды на Земле. С помощью масс-спектрометрии, астрономы могут заглянуть в небесные тела, чтобы установить их химические компоненты, и многие кометы и астероиды подвергались такой обработке.

Есть несколько типов водорода — кроме обычного водорода существуют дейтерий, тяжелый изотоп водорода с лишним электроном. Анализируя соотношение между двумя типами водорода, астрономы могут точно определить происхождение образца воды.

Вода, которая присутствует на комете Чурюмова — Герасименко, не соответствует земной воде. Интересно и то, что это несоответствие характерно для большинства других комет. Только 1 из 11 проанализированных комет содержала воду, подобную земной. С другой стороны, похожую на земную воду содержат некоторые члены пояса астероидов, хотя и в небольших количествах. О чем это говорит? Семья комет Юпитера (да и комет в целом) не несет ответственности за земную воду. Возможно также, что комета Чурюмова — Герасименко имеет более экзотическое происхождение.

Ужасный запах

Комета

Большинство наших органов чувств бесполезно в космосе, поэтому мы редко задумываемся, чем пахнут кометы и планеты. «Розетта» смогла ответить по крайней мере на один из этих вопросов, используя свои масс-спектрометры для определения запаха газов, окружающих ядро кометы Чурюмова — Герасименко.

Сказать, что комета пахнет помойкой — ничего не сказать. Газы, которые улетучиваются в космос с кометы, предлагают шикарный букет вони. Сероводород придает комете запах тухлых яиц. Формальдегид добавляет запах смерти. Метан и аммиак объединяются в запах кошачьей мочи и лошадиных экскрементов. Диоксид серы придает комете острый запах уксуса. Другие соединения добавляют остроты.

Ученых удивили такие выводы. Считалось, что комета должна испускать только окись и двуокись углерода, пока не приблизится к Солнцу. Помимо своей отвратительности, сигнатура запаха кометы может предложить нам подсказки к происхождению этого небесного тела.

Удивительный цвет

Комета

Комета Чурюмова — Герасименко выглядит бледной и серой на большинстве снимков, но это иллюзия. Снимок выше показывает настоящий цвет кометы во всей ее красновато-коричневой красе. Правда, это тоже иллюзия, потому что комета Чурюмова — Герасименко не появится нигде, где ее мог бы наблюдать истинный ценитель красоты в непосредственной близости.

Кроме того, бордовый оттенок будет заметен, только если комета будет освещена чистым, белым светом. В реальности же она просто темное пятно на фоне еще более темного пространства, а когда приблизится к Солнцу — скроется за хвостом.

Тем не менее недавно опубликованные фотографии с главного фотоинструмента «Розетты» OSIRIS показали комету во всей ее монохроматической славе. Снимок был получен путем слияния трех снимков, сделанных с использованием красного, зеленого и синего фильтров. В результате получилась одна из самых серых вещей, которые мы когда-либо видели, без какого-либо оттенка другого цвета.

При всем этом, несмотря на объем собранных данных, огромный кусок кометы остается загадкой. Хотя «Розетта» прибыла на комету в августе, ее южное полушарие остается неизведанным и, скорее всего, проявится ближе к Солнцу. Южный полюс кометы находится в постоянной темноте довольно долго.

«Розетте» удалось сделать снимок затемненной стороны кометы, но он весьма тусклый, пейзажи неразличимы. Европейское космическое агентство считает, что скрытая сторона кометы будет самой интересной.

Жестче, чем мы думали

Комета

«Филы» оборудован, чтобы покопаться в грязи. Весьма интересная система SD2 позволяет проткнуть шкуру кометы и добыть образцы, которые отправятся во встроенные химические лаборатории и печи. Используя дрель, которая в 100 раз более эффективна, чем ваша домашняя, аппарат может пробурить 23 сантиметра в коре кометы, чтобы добыть чистый материал.

К сожалению, поскольку «Филы» испытал жесткую посадку и оказался в неправильном месте, бурение пошло не совсем по плану. Операция была на грани срыва из-за опасного положения «Филы». Был шанс, что дрель передвинет аппарат в еще более неудобное место.

Но бурение началось, и, согласно отчету Германского аэрокосмического центра, комета оказалась «крепким орешком». До сих пор непонятно, смогла ли дрель добыть хорошие образцы, но органические молекулы были все-таки обнаружены циркулирующими в тончайшей атмосфере кометы.

Встретили два астероида

Комета

В ходе 10-летнего путешествия к комете Чурюмова — Герасименко космический аппарат «Розетта» встретил пару космических странников. 5 сентября 2008 года он пролетел мимо астероида Штейнс и сделал снимок тела шириной в несколько километров. Штейнс показал много свидетельств столкновений прошлого и кратер, который охватывает почти половину его поверхности. Он также такой блестящий, что его называют «небесным бриллиантом».

10 июля 2010 года астероид Лютеция прожужжал мимо зонда на расстоянии почти 3200 километров. Лютеция диаметром в 100 километров и тоже покрыта кратерами. Возраст астероида порядка 3,4 миллиарда лет, и есть вероятность, что он остался еще с рождения нашей Солнечной системы.